Тренды в образовании в области информационных технологий
Появление новых специальностей, новые люди, необходимость в "гибких" навыках и ускоренное обучение

IT-сфера динамично развивается и нуждается в новых специалистах. При этом айтишникам неплохо платят. Востребованность, хорошие зарплаты и перспективность отрасли делают ее привлекательной для многих людей. IT-специалистов сегодня обучают в классических университетах, а также в IT-школах, на разнообразных курсах.
При этом сфера информационных технологий постоянно меняется, наполняется новшествами и инновациями. Образовательный процесс в IT не должен быть излишне консервативным – иначе он будет на шаг, а то и на два отставать от практики, давая студентам уже устаревшие знания.
В этой статье мы поговорим о том, какие тренды в IT-образовании существуют сейчас и что они значат.
В IT приходит учиться больше людей без начальных знаний
Обучение IT-профессиям сейчас очень популярно. Причем получить новую цифровую профессию все чаще стремятся люди, которые раньше не имели никакого отношения к информационным технологиям. Это создает некоторые вызовы перед преподавателями и организаторами обучения. Образовательные программы начинают подстраивать под потребности именно такой новоиспеченной аудитории. Также курсы стараются сделать так, чтобы человеку было проще сориентироваться в многообразии различных IT-профессий.
Люди, которые хотят учиться информационным технологиям видят IT как в целом перспективную отрасль, однако они часто не вполне представляют, какая именно специальность им лучше подойдет.
Растет спрос на IT-специалистов, появляются новые специальности
Цифровизация проникает практически во все сферы деятельности современного человека. Отсюда и увеличивает потребность в айтишниках. Причем тенденция такова, что спрос обещает динамично расти в дальнейшем.
Кроме того, в IT появляются новые специальности, и этот тренд в отрасли уже присутствует давно. Например, такие профессии как Data Science или аналитика появились относительно недавно.
Специальностей в IT становится больше и они подразделяются на отдельные категории. Помимо программирования, это также аналитика, различные продуктовые и проектные направления. В свою очередь, внутри этих направлений существуют отдельные технические специальности, которые связаны с разными ОС и языками программирования. Есть отдельные профессии для тех специалистов, которые разрабатывают программы для смартфонов, и для десктопных компьютеров.
Цифровые навыки нужны не только IT-специалистам, но и людям других профессий
Теперь без IT-навыков трудно обойтись даже представителям “обычных”, нецифровых профессий, настолько информационные технологии глубоко проникли в жизнь.
Работа с нейросетями, программирование алгоритмов, дата аналитика уже являются частью самых разных сфер деятельности. Для выполнения многих рабочих задач людям придется взаимодействовать с разным программным обеспечением, нужно обучаться пользоваться им.
Другими словами, традиционные профессии изменяются и цифровизируются. Их представителям приходится получать новые навыки. Этот процесс уже начинает касаться людей самых разных профессий: врачей, учителей, полицейский и многих других.
Например, современные учителя уже активно пользуются чат-ботами, программами для геймификации уроков. Некоторые даже научились сами создавать чат-боты. При этом всего лишь пять лет назад цифровизация в школах ограничивалась в лучшем случае демонстрацией презентаций в PowerPoint.
Цифровые навыки превращаются в обыденное явление. Примерно лет десять назад люди указывали в резюме, что они являются опытными пользователями Word, существовала профессия машинисток. Сегодня навык набирать текст на клавиатуре – это что-то само собой разумеющееся, это умеет делать подавляющее большинство людей, а в резюме об этом уже давно не вспоминают.
Цифровые технологии внедряются даже на первый взгляд в далекие от этого сферы, например, в сельское хозяйство. Big data используют для обработки информации о параметрах окружающей среды и состоянии урожая. Беспилотники снимают местность, а с помощью компьютерного зрения местность анализируется. Для автоматического управления тракторами используют GPS. Естественно, все это еще не используется широко, но начинает внедряться.
В результате, на IT-курсы приходят представители других сфер, которых понадобились те или иные навыки для их работы, напрямую не связанной с IT. Большое количество людей, которое занимается изучением IT-навыков, не планирует менять профессию, стремится укрепить свои позиции на прежней профессии.
Цифровые технологии активно используются для развития бизнеса, поэтому ими интересуются управленцы, менеджеры и владельцы компаний. В зону интереса этой аудитории попадает автоматизация и другие направления IT.
Гибкие навыки
Образование в IT сегодня предполагает не только хард-скиллы (типичные для профессии задачи), но и софт-скиллы (то есть, гибкие навыки). Последние также важны с профессиональной точки зрения.
Под гибкими навыками подразумевается способность работать в команде, вести переговоры. Также это способность адаптироваться к изменяемым условиям и креативность. Сюда же – эмоциональный интеллект.
IT-специалисту необходимо эффективно взаимодействовать с командой, что важно для конечного качества IT-продукта. Плохое взаимодействие в команде может нивелировать труд даже хороших сотрудников. Айтишник не должен видеть свою задачу ограниченно. Необходимо, чтобы все члены команды имели единую картинку итогового продукта.
Именно поэтому “софт-скиллы” так важны. По сути, это гуманитарные навыки, необходимые для технарей.
Можно ли обучить софт-скиллам? Чтение книг и просмотр лекций может оказаться в этом плане не таким уж эффективным. Ведь гибкие навыки развиваются непосредственно в процессе деятельности. Некоторые IT-школы чтобы “навести мосты” между студентами и потенциальными будущими работодателями проводят хакатоны. Это мероприятие, на котором дизайнеры, разработчики и маркетологи в одной команде соревнуются с другими командами, пытаясь решить определенную задачу. Такой практический формат позволяет развить умение работать в команде.
IT-специалистов учат быстрее
Айтишники востребованы, а потому реалии современного рынка диктуют новые правила для обучения. Классическое образование дает специалистов слишком медленно, поэтому расширяется сфера дополнительного профессионального образования, появляются различные курсы.
Это лишь часть трендов в IT-образовании сегодня. А так как эта сфера постоянно меняется, в скором времени могут появиться и новые веяния.